Живопись о незрячих

Живопись — это не только искусство передачи реальности, но и способ выразить глубокие философские и духовные идеи. Картины, посвященные теме слепоты, часто представляют собой символическое отображение человеческого страдания, борьбы и преодоления трудностей. Тема незрячих, их внутреннего мира и стремления к исцелению часто встречается в произведениях великих художников, от раннего Средневековья до современности.

Мастера живописи изображали слепых не только как трагические фигуры, но и как символы преодоления жизненных невзгод, подчеркивая важность внутреннего зрения и духовной силы человека. Мы можем проследить, как художники разных эпох интерпретировали тему слепоты, через призму религиозных сюжетов, социальных реалий или личных переживаний.


Дуччо ди Буонинсенья «Исцеление слепого»

Название: «Исцеление слепого»
Годы написания: около 1308-1311 гг.
Материал и техника: Темпера на деревянной панели
Лондонская Национальная Галерея

Картина итальянского художника XIV века Дуччо ди Буонинсенья изображает библейский момент исцеления слепого Иисусом Христом. На картине Христос исцеляет двух слепых: первый уже получил исцеление и благодарит Бога, к глазам второго Иисус прикасается, а Его ученики внимательно наблюдают за происходящим


Лука Лейденский «Исцеление иерихонского слепого»

Название: «Исцеление иерихонского слепого»
Годы написания: 1531 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

На картине Луки Лейденского изображена сцена из Евангелия, где Иисус исцеляет слепого у стен Иерихона. В центре картины Христос и слепой мужчина со своим мальчиком-поводырем, их окружает множество людей, ожидающих чуда, некоторые — с нетерпением, другие — со спокойной уверенностью, а третьи — с сомнением. Христос спрашивает у слепца: «чего ты хочешь от Меня?» «Господи! чтобы мне прозреть» — отвечает он.


Питер Брейгель Старший «Притча о слепых»

Название: «Притча о слепых»
Годы написания: 1568 г.
Материал и техника: Темпера на холсте
Музей Каподимонте, Неаполь.

Картина «Притча о слепых» Питера Брейгеля Старшего — это не просто изображение слепых людей, это глубокая аллегория человеческой неспособности увидеть истину. Все слепые на картине идут в сторону пропасти, символизируя, возможно, трагическое непонимание действительности и неосознание своих ошибок.

Сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.:15-14). Художник пишет несчастных людей, которым нельзя не сочувствовать. Специалисты отмечают, что Брейгель очень точно изобразил болезни глаз (лейкому, атрофию глазного яблока и др.). На картине изображена церковь — это путь ко спасению, но слепые направляются в грязную канаву потому, что у них нет зрячего поводыря.


Эль Греко «Христос, исцеляющий слепого»

Название: «Христос, исцеляющий слепого»
Годы написания: 1570-1575 гг.
Материал и техника: Масло на холсте
Музей искусства Метрополитен, Нью-Йорк

Эль Греко, мастер маньеризма, в своей картине «Христос, исцеляющий слепого» использует яркие контрасты и необычные композиционные приемы.

«Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении» (Мк. 8:22-26).


Рембрандт Харменс ван Рейн «Слепой Товит»

Название: «Слепой Товит»
Годы написания: 1651 г.
Материал и техника: Офорт, бумага
Собрание Я. де Брёйна.

Картина Рембрандта «Слепой Товит» — это один из ярких примеров, где художник показывает слепого человека, лишенного зрения, но не лишенного духовного просветления и надежды.

Рембрандта интересовала тема слепоты потому, что физическая слепота для него — это символ духовной слепоты. Кроме того, его отец был незрячим. Товит — персонаж неканонической книги Ветхого Завета «Книги Товита». Он был благочестивым человеком, хранившим верность Богу и творившим добрые дела. Испытанием для него стала внезапно постигшая его слепота. В своём горе Товит обращается с молитвой к Богу, прося Его о помощи. Бог отвечает на молитву и исцеляет Товита через его сына Товия и ангела Рафаила. На картине изображен момент ожидания Товитом своего сына, когда он пытается нащупать руками дверь.


Рембрандт Харменс ван Рейн «Товит и Анна с козленком»

Название произведения: «Товит и Анна с козленком»
Годы написания: 1626 г.
Материал и техника: Масло на дереве
Государственный музей, Амстердам

Ещё одна картина на сюжет неканонической «Книги Товита». Слепой Товит раскаивается в своём необоснованном обвинении своей жены Анны в краже козленка, которого она принесла домой. Товит в кающейся позе плачет и просит Бога наказать его за такие недобрые мысли.


Иван Алексеевич Ерменев «Поющие слепцы»

Название произведения: «Поющие слепцы»
Годы написания: 1764-1765 гг.
Материал и техника: Бумага, акварель, тушь, кисть, перо.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Ерменев в своем произведении «Поющие слепцы» изображает группу слепых музыкантов, чьи голоса и музыка становятся символом силы человеческого духа и способности жить полной жизнью, несмотря на физические ограничения. Несчастные калеки поют, развлекая народ, чтобы заработать себе на пропитание.


Франсиско Гойя «Слепой гитарист»

Название: «Слепой гитарист»
Годы написания: 1778 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Музей Прадо, Мадрид

Испанский художник Франсиско Гойя в своем произведении «Слепой гитарист» изображает бедного незрячего музыканта, который развлекает публику. В его картинах часто изображены люди, переживающие трагические моменты своей жизни, и в этом произведении Гойя прекрасно передает одиночество и страдания героя, одновременно подчеркивая красоту его музыки.


Кипренский Орест Адамович «Слепой музыкант»

Название: Слепой музыкант
Годы написания: 1809 г.
Материал и техника: белила, итальянский карандаш на бумаге
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Орест Кипренский, известный своими портретами, также затрагивал тему слепоты в ряде своих произведений. У людей, которые лишены зрения, часто обостряются другие органы восприятия, хорошо развивается музыкальный слух.


Карл Брюллов «Процессия слепых в Барселоне»

Название: «Процессия слепых в Барселоне»
Годы написания: 1850-1852 гг.
Материал и техника: Масло на холсте
Музей Сфорца, Милан

Карл Брюллов в своей картине «Процессия слепых в Барселоне» представляет зрителю шествие, которое он наблюдал в Барселоне: по улице движется процессия слепых музыкантов. Здесь нет духа праздника, который свойственен таким шествиям. Художник показывает своё сострадание этим несчастным людям, которых сопровождают нужда, страдания и горечь. Распятие Христа, возвышающееся над головам этих несчастных людей, показывает их единственную надежду в этом мире.


Джон Эверетт Милле «Слепая девушка»

Название: «Слепая девушка» (The Blind Girl)
Годы написания: 1854-1856 гг.
Материал и техника: Масло на холсте
Городская художественная галерея, Бирмингем

Картина Джона Миллеса «Слепая девушка» изображает молодую женщину, слепую от рождения. Работы Миллеса часто полны сентиментальности и стремления подчеркнуть внутренний мир своих героев. Здесь он передает не только трагедию слепоты, но и душевную красоту героини, которая, несмотря на свою недугу, сохраняет человеческое достоинство.

Художник показывает тяжелую участь бродячих инвалидов, не имеющих приюта, вынужденных скитаться в поисках подаяния. Но при этом, Миллес рисует их жизнь яркими красками, показывая их единение с природой, в центре картины он изображает радугу — символ надежды.


Худояров Василий Павлович «Исцеление слепорожденного»

Название: «Исцеление слепорожденного»
Годы написания: 1860 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Василий Худояров, работая с библейским сюжетом, изображает момент исцеления слепорожденного Иисусом Христом.

«От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин. 9:32).


Василий Григорьевич Перов «Слепой музыкант»

Название: «Слепой музыкант»
Годы написания: 1864 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Слепой музыкант» — это еще одна работа Василия Перова, в которой изображен человек, наделенный не только физическими ограничениями, но и глубоким внутренним миром.

В этой работе Перов фиксирует не только те черты, которые говорят о социальном положении нищего музыканта; внимание автора скорее останавливается на душевном состоянии изображаемого человека, на его внутренних переживаниях. На картине изображен бедный бродячий слепой музыкант с удивительно одухотворённым лицом.


Василий Григорьевич Перов «Приезд институтки к слепому отцу»


Название: «Приезд институтки к слепому отцу»
Годы написания: 1870 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В картине Василия Перова «Приезд институтки к слепому отцу» изображен момент встречи слепого отца с его дочерью. Слепой отец в длинном коричневом халате осторожно прикасается к лицу дочери, стоящей перед ним на коленях, пытаясь восстановить в памяти черты родного лица.


Габриэль Корнелиус фон Макс «Слепая продавщица светильников при входе в катакомбы»

Название: «Слепая продавщица светильников при входе в катакомбы» (другое название «Свет»)
Годы написания: 1872 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Музей изобразительных искусств Пасадены, Калифорния

Картина Габриэля Макса «Слепая продавщица светильников при входе в катакомбы» глубоко эмоциональна. Она изображает женщину, слепую по болезни, которая в темных подземельях подает светильники. Её лицо освещено не только светом светильников, но и её внутренним духовным светом. Эта слепая девушка распространяет свет, она видит больше тех зрячих, кто избрал тьму.


Николай Александрович Ярошенко «Слепцы»


Название: «Слепцы»
Годы написания: 1879 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Самарский областной художественный музей

В центре композиции — несколько слепых людей, которых художник изображает не как объекты жалости, а как личностей, способных к самоопределению и жизни в обществе. По дороге идёт группа бедных слепых, которые с сумой бродят по свету и просят подаяние. Их сопровождает мальчик-поводырь, указывая им дорогу.


Василий Максимович Максимов «Слепой хозяин»

Название: «Слепой хозяин»
Годы написания: 1884 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В картине Василия Максимовича Максимова «Слепой хозяин» изображен cлепой мужчина, который кормит ребёнка. В комнате беспорядок, который часто сопровождает жизнь незрячих людей.


Андрей Петрович Рябушкин «Исцеление двух слепых»

Название произведения: «Исцеление двух слепых»
Годы написания: 1888 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александр Рябушкин в своем произведении изображает два эпизода исцеления слепых, отражая как библейскую тему, так и обыденную человеческую историю. Рябушкин искусно подчеркивает момент преображения, когда физическая слепота уступает место духовному озарению.

«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9:27-31).


Василий Иванович Суриков «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом»

Название: «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом»
Годы написания: 1888 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Музей Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Сергиев Посад, Московская обл.

Василий Суриков известен своей способностью передавать драматизм исторических событий. В картине «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом» он передает весь трагизм и величие библейского чудо-исцеления, передавая в жестах персонажей их внутренние переживания.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим»
(Ин. 9:1-7).


Пабло Пикассо «Завтрак слепого»

Название: «Завтрак слепого»
Годы написания: 1903 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Музей искусства Метрополитен, Нью-Йорк

В «Завтраке слепого» Пикассо изображает момент уединения слепого, подчеркивая его изоляцию от внешнего мира. Картина написана художником в «голубой» период его творчества, главной темой которого был трагизм судеб обездоленных людей. Мастер показывает своё сочувствие судьбе одинокого слепого человека, которому руки заменяют глаза.


Михаил Васильевич Нестеров «Элегия (Слепой музыкант)»

Название: «Элегия (Слепой музыкант)»
Годы написания: 1928 г.
Материал и техника: Масло на холсте
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Нестеров в своей картине «Элегия» изображает слепого музыканта, который находит свет и радость в своем искусстве. Очень лиричная и умиротворяющая картина, на которой изображен слепой музыкант, играющий на скрипке не для людей, а для Бога, к которому устремлён его взор.