Люди, повлиявшие на жизнь в России

Valentin Hauy

Валентин Гаюи (фр. Valentin Hauy, 1745 — 1822) первый деятель в мире, который не только обратил внимание на проблемы незрячих, но и принял активное участие в их судьбе. Валентин Гаюи, несмотря на то, что родился в бедной семье, получил прекрасное образование, владел многими европейскими и древними языками. Жизнь и карьера Гаюи складывались весьма удачно: он получил должность переводчика в МИДе, ему прочили блестящую карьеру, у него была замечательная семья, стабильный источник доходов. Но однажды он познакомился с незрячим мальчиком Франсуа де Лезюером, который просил подаяние на церковной паперти. Эта встреча изменила жизнь Гаюи. На свои средства он создал первую в мире школу для слепых детей, которая получала название «Мастерская трудящихся слепых». Талантливый педагог создал уникальную методику обучения слепых и первый в мире шрифт для слепых «унциал», по которому обучали всех незрячих до появления более совершенного шрифта Брайля.
В 1806 году Валентин Гаюи приезжает в Россию по приглашению императора Александра I для создания в Санкт-Петербурге первого в нашем отечестве учебного заведения для людей с полной или частичной потерей зрения. Неутомимого педагога, энтузиаста и благотворителя не могут остановить никакие трудности: ему говорят, что в России нет слепых детей, он находит их сам; на созданное с его помощью учреждение для слепых выделяют недостаточно средств, Гаюи кормит воспитанников за свой счет.
После смерти благотворителя и учителя слепых его благодарные ученики на собранные ими средства поставили на его могиле на Парижском кладбище Пер-Лашез гранитный памятник.

BrailleЛуи Брайль родился в 1809 году во Франции в семье ремесленника. Когда ему было три года, он нечаянно повредил себе глаз. Из-за того, что в поврежденный глаз попала инфекция, мальчик полностью ослеп. Когда Луи было 12 он начал эксперименты по созданию алфавита для слепых, продолжавшиеся три года. Он использовал различные комбинации шести выпуклых точек, каждой букве алфавита соответствовало определенное расположение точек. С 1829 г. по 1879 г. система Брайля была введена в Англии, Германии, США. А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей и до сих пор считается лучшим в мире. Луи Брайль был талантливым музыкантом, служил органистом в различных храмах Парижа, преподавал музыку слепым. Он также разработал метод написания нот для слепых. Перед смертью он сказал своим друзьям: «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды». Когда он умер, в его личных вещах была найдена коробка с надписью: «Сжечь, не открывая». Любопытство его друзей привело к тому, что коробка была все-таки вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Его воля была исполнена: все расписки были сожжены. Первая русская азбука по методу Брайля была разработана в 1861 г. слепым князем Оболенским. Первая книга в России по методу Брайля была издана в 1885 году стараниями просветительницы Анны Александровны Адлер тиражом всего 100 экземпляров. Она называлась «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». Анна Александровна активно занималась обучением слепых детей, специально ездила за границу для изучения деятельности институтов слепых и, особенно, способов изготовления учебных пособий шрифтом Брайля. А.А. Адлер выписала все необходимые принадлежности для книгопечатания рельефным шрифтом на свои средства, сама и набирала текст, и корректировала, и печатала. В 1887 году Адлер напечатала вторую книгу по Брайлю – «Сборник биографических статей для слепых детей среднего возраста», в который вошли рассказы о великом русском учёном М.В. Ломоносове «Сын рыбака»; о химике-самоучке, крестьянском сыне Семёне Власове, который, благодаря незаурядным способностям, стал лаборантом Санкт-Петербургской медико-хирургической академии; о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале, который явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов и о других слепых людях, добившихся успехов в разных областях человеческой деятельности. Анна Александровна говорила, что «книга для слепых имеет в жизни не меньшее, если не большее значение, чем для зрячих. Иногда книга может быть для слепого единственным источником, из которого он может почерпнуть сведения об окружающем его мире и найти облегчение в своей безотрадной жизни».

GrotДеятельность русского просветителя Константина Карловича Грота (1815-1897) среди слепых началась после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда около 1300 русских солдат ослепло в результате огнестрельных ранений и эпидемических заболеваний. Для помощи этим людям в 1881 году по инициативе бывшего самарского губернатора К.К. Грота была создана частная благотворительная организация «Попечительство о слепых». Устав этой организации определял цель ее деятельности: «обучение слепых доступным им ремеслам и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и работать и действовать, по возможности самостоятельно». Грот сумел обратить внимание русского общества на бедственное положение людей, лишенных зрения, и благодаря своей энергии и организаторским способностям смог достичь в деле помощи слепым больших успехов. Деятельность Попечительства способствовала более быстрому развитию офтальмологии, открытию глазных лечебниц, развитию профилактических мер борьбы со слепотой. Попечительство обеспечивало бесплатный проезд больных с глазными заболеваниями в города, в которых действовали глазные клиники, оплачивало пребывание больных в клиниках, а также приобретение необходимых лекарств. Для оказания помощи слепым в получении образования и подготовки к труду Грот разработал систему училищ для слепых детей, которые открылись в 23 городах России на средства Попечительства. Дети из бедных семей могли обучаться в них бесплатно. Первая школа для слепых детей была открыта по инициативе К.К. Грота и на его средства в Петербурге в 1881 г. Создавались мастерские для работы взрослых слепых. Попечительство занималось широкой издательской деятельностью, которая имела две важные цели: знакомить различные слои русского общества с положением незрячих в стране и печатать книги рельефно-точечным шрифтом по методу Брайля для слепых. Известный русский юрист А. Ф. Кони писал о Гроте: «Русские люди должны быть ему благодарны, ибо он был борцом с общественной и личной слепотой и сделал в этом отношении многое». Благодаря деятельности Грота были заложены основы начального образования слепых детей, и положение незрячих в России значительно улучшилось. В 1906 году по проекту скульптора А.М. Антокольского Константину Карловичу Гроту на общественные средства в Санкт-Петербурге был сооружен памятник, который в настоящее время находится в сквере школы-интерната для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота. А также именем Грота названа одна из улиц Санкт-Петербурга.
DikhofНезависимо от Санкт-Петербургского Попечительства развивалось Московское попечительное Общество, созданное Генрихом Генриховичем Дикгофом, обер-пастором Евангелическо-лютеранской церкви св. Петра и Павла в Москве. В 1871 году он обратил внимание на тяжелую судьбу московских детей, лишенных зрения. Он понимал, что для того, чтобы вытащить слепых из нищеты, нужно обучать их грамоте, ремеслам и искусству. Для того чтобы перенять зарубежный опыт, он предпринял поездку за границу, чтобы познакомится с деятельность Венского, Дрезденского и Прусского институтов для слепых детей. По возвращению в Москву он начал привлекать общественное мнение к проблеме незрячих и необходимости открытия школы для слепых детей. В российском обществе было распространено мнение, что дети, лишенные зрения, даже по окончании курса обучения в учебном заведении не смогут применять на практике приобретенные ими знания, и после окончания заведения будут нуждаться в постоянной поддержке и не смогут своим собственным трудом обеспечить самостоятельную жизнь. На сбор средств для школы и решение различных бюрократических проблем ушло несколько лет. Среди членов Распорядительного Комитета Московского попечительного Общества была А.А. Адлер, издавшая первую в России книгу для слепых по методу Брайля. Учебно-воспитательное заведение для слепых детей было отрыто в Москве в 1882 г. Оно не вошло в подчинение училища для слепых детей Санкт-Петербурга, созданное Гротом, которому подчинялись все училища для слепых в России. Московское Попечительское Общество проявляло заботу о слепых детях преимущественно Москвы и Московской области без различия вероисповедания и происхождения. Первоначально в школе учились только 20 детей. Они осваивали различные ремесла. Музыкально одаренные дети обучались игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам. Среди первых музыкальных педагогов Московской школы слепых был главный дирижёр Большого театра И.К. Альтани, бесплатно обучавший детей игре на фортепиано.