Искусство

Поэзия

Л. Мей «Слепорожденный»
Я. Полонский «Бэда-проповедник»
И.С. Никитин «Слепой гусляр»
Л. Болеславский «Зрячим»
В. Ходасевич «Слепой»

Проза
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
М.А. Осоргин «Слепорожденный»
Л.Н. Толстой «Слепой и молоко» (басня)

Музыка

Опера П. Чайковского «Иоланта» Полное либретто оперы

Живопись

Дуччо ди Буонинсенья «Исцеление слепого». 1308-131. Дерево, темпера, 43,5 x 45 см. Лондонская Национальная Галерея
На картине Христос исцеляет двух слепых: первый уже получил исцеление и благодарит Бога, к глазам второго Иисус прикасается, а Его ученики внимательно наблюдают за происходящим.

 

Лука Лейденский «Исцеление иерихонского слепого» Центральная часть триптиха. 1531. Холст, масло, переведено с дерева, 115,5 x 150,5. Эрмитаж , Санкт-Петербург
В центре картины Христос и слепой мужчина со своим мальчиком-поводырем, их окружает множество людей, ожидающих чуда, некоторые — с нетерпением, другие — со спокойной уверенностью, а третьи — с сомнением. Христос спрашивает у слепца: «чего ты хочешь от Меня?» «Господи! чтобы мне прозреть» — отвечает он.

Ярошенко Николай Александрович «Слепцы» 1879. Холст, масло, 95 х 140. Самарский художественный музей
По дороге идёт группа бедных слепых, которые с сумой бродят по свету и просят подаяние. Их сопровождает мальчик-поводырь, указывая им дорогу.

Худояров Василий Павлович «Исцеление слепорожденного». 1860-е — начало 1870-х. Холст, масло, 156 х 204. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
«От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин. 9:32).

А. Рябушкин «Исцеление двух слепых» 1888 г.182 х 141 х, м Русский музей

«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9:27-31).

Василий Суриков «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом». 1888. Холст, масло.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:1-7).

Неизвестный художник. Итальянская школа живописи «Исцеление слепых». Третья четверть XVIII века. Холст , масло, 51,8 х 62.
«И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф. 20:29-34).

Эль Греко «Христос, исцеляющий слепого». Около 1570. дерево, масло, 65,5 x 84 см. Дрезден, Картинная галерея
«Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении» (Мк. 8:22-26).

Иван Алексеевич Ерменев «Поющие слепцы». Не позднее 1775-го. Акварель, тушь, графитный карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Несчастные калеки поют, развлекая народ, чтобы заработать себе на пропитание.

Карл Брюллов «Процессия слепых в Барселоне». 1850-1852, акварель, Галерея нового искусства, Милан.
Брюллов рисует шествие, которое он наблюдал в Барселоне: по улице движется процессия слепых музыкантов. Здесь нет духа праздника, который свойственен таким шествиям. Художник показывает своё сострадание этим несчастным людям, которых сопровождают нужда, страдания и горечь. Распятие Христа, возвышающееся над головам этих несчастных людей, показывает их единственную надежду в этом мире.

Джон Эверетт Миллес «Слепая девушка» (The Blind Girl). 1854-1856. Масло, холст. 81 х 62 см. Бирмингем, Городская художественная галерея.
Художник показывает тяжелую участь бродячих инвалидов, не имеющих приюта, вынужденных скитаться в поисках подаяния. Но при этом, Миллес рисует их жизнь яркими красками, показывая их единение с природой, в центре картины он изображает радугу — символ надежды.

Питер Брейгель Старший «Притча о слепых» (другие названия: «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего»), 1568, дерево, масло, 86 х 154, Музей Каподимонте, Неаполь.
Сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мтф.:15-14). Художник пишет несчастных людей, которым нельзя не сочувствовать. Специалисты отмечают, что Брейгель очень точно изобразил болезни глаз (лейкому, атрофию глазного яблока и др.). На картине изображена церковь — это путь ко спасению, но слепые направляются в грязную канаву потому, что у них нет зрячего поводыря.

Франсиско Гойя «Слепой гитарист» (Blind Guitarist). 1778. Масло, холст. 260 х 311 см. Музей Прадо, Мадрид.
На картине изображен бедный незрячий музыкант, который развлекает публику.

 

Габриэль Макс (1840 — 1915) «Слепая продавщица светильников при входе в катакомбы» (другое название «Свет»).
Слепая девушка подает светильники христианам при входе в катакомбы. Её лицо освещено не только светом светильников, но и её внутренним духовным светом. Эта слепая девушка распространяет свет, она видит больше тех зрячих, кто избрал тьму.

Пабло Пикассо «Завтрак слепого». 1903. Холст, масло. Музей искусства Метрополитен, Нью-Йорк
Картина написана художником в «голубой» период его творчества, главной темой которого был трагизм судеб обездоленных людей. Мастер показывает своё сочувствие судьбе одинокого слепого человека, которому руки заменяют глаза.

Кипренский Орест Адамович. Слепой музыкант. 1809 г, белила, итальянский карандаш на бумаге, 33.8 х 21.8 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
У людей, которые лишены зрения, часто обостряются другие органы восприятия, хорошо развивается музыкальный слух.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Слепой Товит». 1651. Офорт, 162 х 122 см. Собрание Я. де Брёйна.
Рембрандта интересовала тема слепоты потому, что физическая слепота для него — это символ духовной слепоты. Кроме того, его отец был незрячим. Товит — персонаж неканонической книги Ветхого Завета «Книги Товита». Он был благочестивым человеком, хранившим верность Богу и творившим добрые дела. Испытанием для него стала внезапно постигшая его слепота. В своём горе Товит обращается с молитвой к Богу, прося Его о помощи. Бог отвечает на молитву и исцеляет Товита через его сына Товия и ангела Рафаила. На картине изображен момент ожидания Товитом своего сына, когда он пытается нащупать руками дверь.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Товит и Анна с козленком». 1626, масло, дерево,39,5 х 30 см . Государственный музей, Амстердам.
Ещё одна картина на сюжет неканонической «Книги Товита». Слепой Товит раскаивается в своём необоснованном обвинении своей жены Анны в краже козленка, которого она принесла домой. Товит в кающейся позе плачет и просит Бога наказать его за такие недобрые мысли.

Василий Григорьевич Перов «Приезд институтки к слепому отцу», 1870 г. х., м., 5 х 53, Государственная Третьяковская галерея.
Слепой отец в длинном коричневом халате осторожно прикасается к лицу дочери, стоящей перед ним на коленях, пытаясь восстановить в памяти черты родного лица. 

Василий Григорьевич Перов «Слепой музыкант», около 1864, х., м., 55,5 х 48, Государственная Третьяковская галерея.
В этой работе Перов фиксирует не только те черты, которые говорят о социальном положении нищего музыканта; внимание автора скорее останавливается на душевном состоянии изображаемого человека, на его внутренних переживаниях. На картине изображен бедный бродячий слепой музыкант с удивительно одухотворённым лицом.

Михаил Васильевич Нестеров «Элегия (Слепой музыкант)». 1928
Очень лиричная и умиротворяющая картина, на которой изображен слепой музыкант, играющий на скрипке не для людей, а для Бога, к которому устремлён его взор.

Василий Максимович Максимов «Слепой хозяин» 1884.
Слепой мужчина кормит ребёнка, в комнате беспорядок, который часто сопровождает жизнь незрячих людей.